3.2 Максим Грек (в миру Михаил Триволис) (около 1475 – 1555)

Монах Афонской горы, Вятопедской обители, публицист, богослов, философ, переводчик, филолог. В 1518 году приехал из Вятоподского монастыря на святом Афоне в Русское государство, сблизился с церковной оппозицией, был осужден на соборах 1525 и 1531 годах. Оставил обширное литературное наследие: публицистические статьи («Стязание о известном иноческом жительстве», «Главы поучительны начальствующим правоверно»), философские и богословские рассуждения, переводы, статьи по грамматике и лингвистике. Канонизирован русской церковью в 1988 году.

Многие историки считают, что он был призван в Россию для перевода греческих книг, в огромном количестве находившихся в Москве после осаждения Царьграда, но его ученики (Монах Зиновия, Нил) опровергают это предположение, так как до приезда в Москву он не знал славянского языка и научился ему только в России. Более вероятная причина его вызова, обозначенная в одном из его Жизнеописаний, где сказано, что Великий Князь Василий Иванович в Царских сокровищах своих предков нашел бесчисленное количество греческих книг, а перевести их было некому, и на помощь ему из Константинополя в 1506 году был выслан Максим, поселившийся в Чудове монастыре.

Максим Грек родом из Албанского города Арша, отец его Мануил, мать- Ирина, словесным наукам и философии учился он в Париже у Иоанна Ласкаря, во Флоренции и в других Европейских знатных Училищах, после постригся в Ватопедской Обители на Афонской горе.

Первым его переводом сначала на латинский, и только потом на славянский по Латинским Толмачам Димитрия и Василия, был «Псалтырь Толковый семи Толкователей», переведенный за год и пять месяцев. Писцами его были Монах Сильван и Михаил Медоварцов. После чего он хотел оставить переводческую деятельность, но согласился на работу над «Златоустовыми беседами». Затем занялся поправлениями прежних переводов Славянских Церковно-служебных Книг, в сих трудах провел он девять лет, найдя множество неточностей и ошибок, о которых всенародно заявил, вызвав эти всеобщее негодование и неодобрение. Святые Отцы Российские обвинили его в порче Славянских книг. В одном из писаний Максим нашел даже неправославную книгу О Вочеловечевании Христове, писаную Афродитианом, которую почитали и уважали, что вызвало волну неудовольствия. Не перевел Максим Грек на славянский язык Церковную Историю Феодорита, Епископа Курбского, ссылаясь на наличие в них антиправославных аспектов, чем вызвал неудовольствие митрополита Даниила. Наконец на него обрушивается немилость самого царя. После отказа принять развод царя с первой супругой Соломонией Юрьевной за её бесплодие, и выписать Каноническое мнение о расторжении его брака, и принять вторую супругу Княжну Елену Васильевну Глинскую, Максим объявил, что «Правила Святых Отцов ради неплодия разводиться не позволяют». В результате чего он был предан суду и в январе 1525 года осужден Собором, отлучившим его от церкви и заточившим в Волоколамском Иосифовне, потом в Тверском монастыре, и всех учеников его тоже разослали по монастырям. Более двенадцати лет пребывает он в совершенном заключении, митрополит Макарий облегчает его заточение, разрешая посещать церковь, более ни один из митрополитов не осмелился вопреки всеобщей ненависти Царской фамилии, освободить или оправдать Максима.

Во время заточения Максим пишет множество сочинений Догматических о Вере и Обрядах Церкви; Обличительных на Иудеев, Еллинов, Латинов и Агарян и часто на Россиян; Филологических о разных предметах относительно переводов и толкований; Толковательных о разных неудобопонятных вещах Богословских, Церковных, Обрядных и Философских; Нравоучительных в наставление многим высшего и низшего звания; Ответных на разные вопросы, и Собеседований с самим собой, или Молитв, и прочие. Сочинения его в основном духовного содержания, но в них и довольно много исторических и характеристических сведений о современной ему России, обращений к духовным лидерам. К Великому Князю он обращается с просьбой предать его Цареградскому суду, потому что не «есть я подданный России», но все его старания тщетны.

Умер Максим Грек в Троице Сергиевом монастыре в 1556 году, после тридцати трех лет страданий, погребен близ Церкви Сошествия Святого Духа, где московским митрополитом Платоном устроена часовня.

3.3 Митрополит Макарий (1482 – 1563)

Митрополит Московский и Всея Руси с 1542 года. Глава иосифлян и кружка книжников, члены которого собирали и распространяли произведения русской церковной литературы. В 1551 году добился провала правительственной программы секуляризации церковных земель. Редактор «Четей-Миней» и «Степенной книги».

Родился не в дворянской семье, принял пострижение в Боровске в Пафнутьевском монастыре. Затем в Можайске был назначен архимандритом Можайского Лужицкого монастыря. Снискал расположение Василия Третьего, благословив его на второй брак с Еленой Глинской. Сразу после свадьбы Макарий был посвящен в сан архиепископа. Заняв митрополический стол, святитель, по утверждению псковского летописца, творил «людем заступление велие и сиротам кормитель бысть», по словам Максима Грека, немало «Обидемых из темниц и от уз разрешил».

Мечтая о духовном обновлении общества, Макарий выдвинул грандиозную задачу, собрать все «святые книги, которые в Русской земле обретаются», исправить, переработать или сочинить заново новые священные книги, слова, жития, послания и церковные акты. В результате чего в 1552 году создается сборник для ежедневного чтения «Четьи-Минеи». Прежде Минеи-Четьи включали исключительно жития святых и некоторые поучения и предназначались только для чтения духовенства. К работе было привлечено много славянских, русских, сербских писателей. Великие Четьи-Минеи включали Священное писание, евангелия, патерики, книги Иоанна Златоуста, Василия Великого, Иосифа Волоцкого, «Кормчую книгу», ряд церковных актов, « Иудейскую войну» Иосифа Флавия, «Космографию» Кузьмы Индикоплова; сборники «Измарагд», «Златая цепь»; «Хождение игумена Даниила», апокрифы, жития новых чудотворцев. Минеи состояли из 12 томов, объемом более 13 тысяч листов большого формата.

Во времена смуты в политической сферы Митрополит пытался остановить кровопролития, но не мог помешать Ивану казнить Шуйских. Замысел короновать царя Макарий воспринял с воодушевлением, торжество самодержавия он олицетворял с торжеством православной веры. В 1547 году Макарий короновал в Успенском соборе Ивана Четвертого, благословив его «богом возлюбленного и богом избранного», «богом венчанного» православного царя.

Во время пожара в Москве 1547 года Макарий едва не погиб на своем дворе, через тайник в Кремлевской стене его спустили «на взруб» к Москве-реке, но он сорвался и получил множество ушибов. После венчания на царство Иван с благословения митрополита женился на боярышне Анастасии Романовой

В 1547 и 1549 годах Макарий провел два церковных собора, учредивших общерусский культ почти сорока новых чудотворцев, причем влияние Ивана на составление списков не было определяющим.

Макарий пользовался у царя доверием не смотря на бывшую приверженность Ивану Третьему (отправляясь под Казань, Иван Васильевич наказал боярам «о всех своих делах приходити к Макарию митрополиту»), поскольку в своих проповедях с успехом развивал идею божественного происхождения царской власти, царь которую превосходно усвоил.

На Священном соборе, созванном Макарием, он же от имени духовенства отвечал на вопросы, вообще митрополии был хорошим дипломатом, умевшим аккуратно разрешать политические и другие вопросы. Его ответы легли в основу «Стоглавого собора».

31 декабря 1563 года митрополит Макарий умер примерно в восьмидесятилетнем возрасте. Церковь лишилась авторитетного руководителя в весьма трудное для страны время. Проекты реформ были окончательно преданы забвенью, наступило время террора и насилия.

Миллер в похвалу митрополита заметил, что «благоразумие и прочие его душевные качества из того явствуют, что он, при таком правительстве, каково Царя Иоанна Васильевича, был 22 года в непрерывном почтении и по кончине своей оставил блаженную память». В завещании своем, писаном незадолго до смерти, Макарий говорил, что от прискорбий многократно хотел он оставить чин и удалиться в пустыню, но удерживан был неотступными убеждениями Царя и Святителей.


Заключение

Целью своей работы я ставила рассмотрение исторических деятелей 16-начала 17 веков для выявления цельной картины этой эпохи. Представленные мною Малюта Скуратов, Алексей Адашев, Сильвестр, патриарх Иов, Максим грек, митрополит Макарий являются каждый по-своему особенной, достопримечательной и удивительной личностью, но на каждого из них неизгладимо наложила печать эпоха, представителями которой они были. Время жестокого, безнравственного и разнузданного террора против своего же народа с целью «вымести с Руси измену», время заговоров и страха всех и вся.

Но и в это жестокое время дают о себе знать люди сильных характеров, благородные, смелые, проницательные, заботящиеся о благе государства первоочередно, нежели о личном обогащении и чинах. К таким деятелям можно отнести митрополита Макария, который мечтает о духовном обновлении общества, желает остановить кровопролития, навести порядок, как в среде светских людей, так и в духовенстве, которое тоже подвержено мирским порокам и грехопадению. Максим Грек всенародно заявляет о неверности переводов Славянских Церковных служебных книг, тем самым, ополчая против себя большинство духовных лидеров.

Встречаются и персоналии, чья деятельность и жизнь вызывает исключительно негативные эмоции, к таким «палачам народа» относиться Малюта Скуратов, его рабская преданность царю, невероятная жестокость и безнравственность вызывают отвращение и возможно даже сострадание. Ведь без нужды такие люди не появляются, именно время виновно в порождении людей различных характеров и моральных устоев. Если бы не Малюта, то кто-либо другой выполнял бы его роль, потому что Ивану Грозному и его приближенным необходимы были слуги, готовые беспрекословно выполнять любой приказ, дабы личность царя осталась не маранной и не тронутой.

Встречаются и люди по своим внутренним качествам допропрядочные и проницательные, но зараженные исторической ситуацией. К таким деятелям относятся Иов и Сильвестр. С одной стороны Иов выказывал невероятное усердие при богослужении, проявлял незаурядные ораторские и дипломатические способности, но в то же время за услуги царю был щедро жалован, что привело к алчности, скупости и лицемерию. Сильвестр, пользуясь своей властью над Иваном Грозным, фактически отстранил его от власти и управлял соответственно со своими желаниями, идеями и мыслями.

Изучив автобиографии и роли различных персоналий в истории 16-начала 17 веков, я пришла к выводу, что любая деятельность, любого человека, почти не зависимо от его личных ценностных приоритетов и жизненных установок в большей или меньшей степени зависит от той эпохи, в которой живет личность. Историческое время и «сильные мира сего» управляют судьбами, подчиняют их своим интересам и помыслам, а ослушивающихся и слишком дальновидных устраняют от себя.


Список использованных источников

1. Болховитинов, Е. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российской церкви / Е. Болховитинов ; Свято-Троицкая Сергиева Лавра. – М. : Русский двор, 1995. – 416 с.

2. Великие люди мира : энциклопедия. Т. 27. / ред. кол. : М. Аксенова, Е. Хлебалина, О. Елисеева. – М. : Аванта +, 2005. – 640 с.

3. Карамзин, Н. М. Об истории государства Российского : кн. 1 ; Т. 1-4 / Н. М. Карамзин. - М. : Просвещение, 1990. – 384 с. – ( Б-ка учителя истории, основ Советского государства и права, обществоведения).

4. Кобрин, В. Б. Малюта Скуратов / В. Б. Кобрин // Вопросы истории. – 1966. - № 11. – С. 210-212.

5. Костомаров, Н. И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей : кн. 1 / Н. И. Костомаров. – М. : Книга, 1990. – 894 с.

6. Крылов, И. Заплечных дел мастер Малюта Скуратов и «Тайная полиция» Ивана Грозного / И. Крылов // Культура. – 2006. – 13-19 апр. – С. 14.

7. Лебедев, Л. Москва патриаршая / Л. Лебедев. – М. : Вече, 1995. – 448 с.

8. Морозова, Л. Е. Патриарх Иов / Л. Е. Морозова // Преподавание ист. в шк. – 2000. - № 8. – С. 23-27.

9. Российская государственная библиотека [электронный ресурс]. – Режим доступа : http: // www. krugosvet. ru. / Literature. htm.

10. Скрынников, Р. Г. Святители и власти / Р. Г. Скрынников. – М., 1990. – 298 с.


Информация о работе «Государственные деятели, политические и духовные лидеры России в XVI-XVII вв.»
Раздел: История
Количество знаков с пробелами: 45729
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

Скачать
33983
0
0

... , национальной самобытности и воссоздании российской государственности сыграла православная церковь и ее тогдашний глава — патриарх Гермоген, явивший пример стойкости и самопожертвования во имя своих убеждений. 2.Культура и быт русского народа в XVI веке. К началу 16 века определяющую роль в влиянии на культуру и быт русского народа играло христианство. Оно сыграло положительную роль в ...

Скачать
275535
1
1

... Российского централизованного многонационального государства. Они усилили власть царя, привели к реорганизации местного и центрального управления, укрепили военную мощь страны. Политика (см. Программу для поступающих): Внешняя политика: Основными задачами внешней политики России в XVI в. являлись: на западе - борьба за выход к Балтийскому морю, на юго-востоке - и востоке - борьба с Казанским и ...

Скачать
623793
4
0

... Рада, воссоединение Украины с Россией. Церковные реформы Никона 1667 г. Новоторговый устав. 1670-1б71гг. Крестьянская война под предводительством Степана Разина ТЕСТЫ ЧАСТЬ 1 ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РОССИИ Высшая мера наказания по Русской Правде. А. Смертная казнь. В. Каторга. С. Пожизненное заключение. D. Конфискация имущества и выдача преступника (вместе с ...

Скачать
39931
0
0

... "крепкой десницей царской", при этом они прямо ссылались на византийскую традицию(37). Итак, первые Романовы смогли не только сохранить, но и развить православные традиции в русском самодержавии. Алексей Михайлович смог вернуться к идее вселенской православной империи; он придал концепции "Москва - третий Рим" политическое, а не теологическое значение, на некоторое время царь стал главой и ...

0 комментариев


Наверх